29 Марта 2024, Пятница
Лариса Ивановна
234555@mail.ru
ЯД: 4100116961297399
КИВИ: 9176131115
МЕНЮ
ПОИСК ПО САЙТУ

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ БЕСПЛАТНО


Главная
» Статьи » ПОЛЕЗНОСТИ

Постатейный комментарий к Закону "О ветеранах" - Часть 7 / из 7

Статья 23.2. Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем

Комментарий к статье 23.2

1. Особое внимание со стороны государства уделяется вопросу обеспечения ветеранов жильем. Вместе с тем ситуация в означенной сфере до сих пор остается неразрешенной. Особенно больно осознавать тот факт, что даже сейчас, по истечении почти 65 лет с момента окончания Великой Отечественной войны, не все ветераны и участники ВОВ обеспечены жильем в той мере, в какой они заслуживают того с учетом их беспрецедентного вклада в независимость Российского государства. На исправление этой непростительной ситуации направлен, в частности, Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Президентом предписано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно комментируемому Закону. Согласно Указу все нуждающиеся ветераны до 1 мая 2010 года должны быть обеспечены жильем.

Правительству Российской Федерации было поручено:

- в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в п. 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. м;

- предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом;

- обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных данным Указом.

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению ветеранов жильем.

Во исполнение приведенного Указа Президента органами исполнительной власти в субъектах Федерации предпринимаются посильные меры по своевременному обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жильем.

Так, например, в Нижегородской области большинство ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили необходимые для этого средства из бюджета. В связи с предстоящим празднованием 65-летия Победы на улучшение жилищных условий инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны в регионе в 2009 - 2010 годах выделено более 1 млрд. руб. В очереди на улучшение жилищных условий в Нижегородской области находились 811 ветеранов, на 22 января 2010 года 703 из них получили из бюджета средства на эти цели. В ближайшее время с выбором жилья определятся 35 ветеранов. По словам заместителя губернатора, сейчас решается вопрос о финансировании затрат на улучшение жилищных условий ветеранов, вставших в очередь после 2005 года. Всего в Нижегородской области в 2009 году на предоставление мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам из федерального бюджета было выделено 1,2 млрд. руб., из них 1,1 млрд. руб. на социальную поддержку ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На улучшение жилищных условий другой категории граждан - ветеранов боевых действий, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, в 2009 году из федерального бюджета было выделено 63,5 млн. руб., что позволило оказать помощь 106 гражданам данной категории <20>.

--------------------------------

<20> http://www.niann.ru/?id=363921

2. Необходимо отметить, что нормы комментируемого Закона, касающиеся предоставления ветеранам жилья, в последнее время претерпели революционные изменения.

До 4 января 2010 года меры социальной поддержки всех категорий ветеранов по обеспечению их жильем за счет средств федерального бюджета зависели от времени постановки ветерана, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на учет. Так, ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежали обеспечению жильем в соответствии с положениями комментируемой статьи, а вставшие на учет после 1 января 2005 года - согласно жилищному законодательству РФ. Подобный двойственный подход был обусловлен тем, что с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) предоставление жилых помещений на условиях социального найма производится только социально незащищенным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

21 декабря 2009 года принят Закон N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", который вступил в силу 4 января 2010 года. В связи с принятием указанного Закона комментируемая статья, а также ряд иных статей комментируемого Закона претерпели существенные изменения.

Ключевым нововведением стало предоставление некоторым категориям ветеранов права на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К числу таких ветеранов законодателем отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Необходимо отметить, что в отношении иных категорий ветеранов, имеющих право претендовать на получение жилых помещений, действует прежнее правило.

Принятый законопроект был разработан в соответствии с поручением Президента РФ от 12 октября 2009 года N Пр-2731. Названные поправки были приняты Государственной Думой РФ в окончательном третьем чтении единогласно (443 голоса "за"). Внесенными изменениями исключено ограничение права ветеранов на получение жилья датой постановки на учет (до 1 марта 2005 года) и определено, что ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Ко второму чтению было внесено 8 поправок, в том числе снят предельный срок постановки на учет на улучшение жилищных условий, который в первом чтении (20 ноября 2009 года) был установлен 9 мая 2010 года <21>.

--------------------------------

<21> http://www.polit.ru/ news/ 2009 / 12/ 02/ home.html

Также новой редакцией комментируемой статьи предусмотрена возможность получения единовременной денежной компенсации (субсидии) взамен обеспечения жильем, по желанию ветеранов. По письменным заявлениям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости жилья в регионе. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья устанавливается региональным законом. В связи с недавним вступлением в силу соответствующих изменений в комментируемую статью порядок расчета и механизм предоставления компенсации подробно законодательно на уровне большинства регионов не урегулирован.

Между тем получению жилья ветеранами во многих регионах препятствуют многочисленные барьеры. Фронтовик может рассчитывать на оплату государством лишь 36 кв. м по цене, установленной Министерством регионального развития РФ. Многим ветеранам приходится доплачивать за предлагаемые к покупке однокомнатные квартиры, так как утвержденная стоимость квадратного метра для ветеранов занижена и не соответствует среднерыночной стоимости. Многие районные города, где вообще не строят муниципальное жилье, решают вопрос с помощью субсидий. Правительство выделяет субсидии на каждого ветерана (около 600 тыс. руб.). Так, в Челябинской области, например, ветераны отказываются от субсидии в связи с ее малым размером и невозможностью за ее счет приобрести жилье <22>.

--------------------------------

<22> Квартирный вопрос ветеранов все еще не решен // http://www.ng.ru/ economics/ 2009-10-21/ 1_veterany.html?mthree=2.

2.1. Получение жилья в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Как уже было неоднократно отмечено выше, в этом порядке жилье предоставляется ветеранам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 января 2005 года (за исключением лиц, применительно к которым ограничения по сроку постановки на учет отменены).

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Помимо изложенных выше оснований, обязательным условием признания гражданина нуждающимся в жилом помещении должны быть отнесение его к категории малоимущих граждан или принадлежность к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории (к таким категориям относятся, в частности, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы).

Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.2. Получение жилья в порядке, предусмотренном комментируемой статьей.

Ветераны, вставшие на учет до 1 января 2005 года (а ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны - вне зависимости от срока постановки их на учет), обеспечиваются жильем в соответствии со ст. 23.2 комментируемого Закона, которая предусматривает следующий порядок обеспечения жильем ветеранов.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14 - 19 и 21 комментируемого Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять указанными полномочиями органы местного самоуправления.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению названных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций.

Федеральный фонд компенсаций образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Общий объем Федерального фонда компенсаций и его распределение по видам расходных обязательств, а также распределение субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год при рассмотрении его в третьем чтении.

Субвенции из Федерального фонда компенсаций, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в субъектах Российской Федерации. Расходование субвенций, предоставляемых из Федерального фонда компенсаций, осуществляется через счета исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) местных администраций, открытые в органах федерального казначейства.

В соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, субвенции предоставляются в следующем порядке.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.

Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации.

Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки с учетом средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Министерство регионального развития РФ.

3. Законодатель по-разному подходит к вопросу об определении минимального размера предоставляемой жилой площади применительно к разным категориям ветеранов.

Так, из расчета 36 кв. м на человека исчисляется размер компенсации бюджетам субъектов РФ применительно к следующим категориям лиц:

- инвалиды Великой Отечественной войны;

- участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входившие в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев;

- военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года;

- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Из расчета 18 кв. м на человека исчисляется размер компенсации бюджетам субъектов РФ применительно, в свою очередь, к следующим категориям лиц:

- инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

- ветераны боевых действий;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий; члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

- члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года и до 1 марта 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Например, порядок предоставления жилых помещений в Свердловской области определяется Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 1 января 2005 года".

Источниками финансирования строительства (приобретения) жилых помещений для ветеранов и инвалидов являются:

- средства федерального бюджета, устанавливаемые в Федеральном фонде компенсаций и передаваемые в форме субвенций бюджету Свердловской области (далее - средства федерального бюджета);

- средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем ветеранов и инвалидов.

Указанные средства зачисляются на лицевой счет Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области для учета средств федерального бюджета, с последующим перечислением Свердловскому областному государственному учреждению "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" на лицевой счет, открытый в территориальном органе Управления Федерального казначейства по Свердловской области.

Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" размещает на конкурсной основе государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет для улучшения жилищных условий до 1 января 2005 года, за счет бюджетных ассигнований.

В случае осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за осуществлением расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, возлагается на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.


Статья 24. Оказание ритуальных услуг

Комментарий к статье 24

Правоотношения, связанные с погребением умерших граждан, включая ветеранов, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Статьей 9 указанного Федерального закона установлено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

- оформление документов, необходимых для погребения;

- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Законом предусмотрен исчерпывающий перечень услуг, бесплатное оказание которых гарантируется лицам, занимающимся погребением. Необходимо отметить, что закон не содержит требования о том, чтобы лицо, занимавшееся погребением, состояло в родственных отношениях с умершим. Таким образом, гарантии бесплатного оказания вышеперечисленных услуг распространяются на всех граждан, взявших на себя ответственность за погребение.

Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Названия и функции таковых служб в различных территориях могут различаться.

Определение стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, относится к полномочиям органов местного самоуправления и подлежит согласованию с соответствующими отделениями ПФ РФ и ФСС РФ.

После оказания соответствующей похоронной службой гарантированных услуг оплата их (компенсация специализированной службе по вопросам похоронного дела) производится в течение 10 дней.

Оплата производится за счет следующих средств:

- на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, - за счет средств Пенсионного фонда РФ;

- на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются ПФ РФ с последующим возмещением расходов ПФ РФ за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом, - за счет средств федерального бюджета;

- на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан - за счет средств Фонда социального страхования РФ;

- в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлено, что в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 руб., с последующей индексацией, исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством РФ.

В отдельных субъектах РФ пособие на погребение может значительно превышать общеустановленный размер.

Так, например, Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы на 2009 - 2011 годы предусмотрено, что возмещение расходов на предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе гражданам, обратившимся за предоставлением данных услуг после 1 января 2009 года, производится в общей сумме 15 000 руб.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, указанный предел определяется с применением районного коэффициента.

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

- органом, в котором умерший получал пенсию;

- организацией, в которой работал умерший;

- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером.

Для оформления выплаты пособия на погребение умершего, который не работал на день смерти и не являлся пенсионером, обычно требуется дополнительно представить трудовую книжку умершего (для подтверждения того, что на день смерти он не работал).

Обычно орган Пенсионного фонда РФ или орган социальной защиты выдает поручение на выплату пособия. Выплата пособия производится родственникам умершего в любом отделении Сбербанка на основании поручения и паспорта обратившегося лица.

Статьей 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлен особый порядок погребения и предоставления услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Нормы расходов на погребение указанных категорий граждан определены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 года N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников".

Названным Постановлением установлено, что в пределах установленных Постановлением норм за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение:

- военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов и лиц начальствующего состава органов налоговой полиции, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

- погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы (службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции с должностей начальствующего состава) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы (службы) 20 и более лет;

- ветеранов военной службы;

- участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации при погребении сотрудников органов внутренних дел проведение похорон осуществляется в особом порядке: по решению начальника органа (подразделения) внутренних дел умершему в установленном порядке отдаются почести. По общему правилу погребение сотрудников, погибших (умерших) во время пребывания на службе в органах внутренних дел, осуществляется по месту их последней службы. Организация похорон сотрудников, погибших (умерших) во время пребывания на службе в органах внутренних дел, возлагается на их прямых начальников. Начальник органа (подразделения) внутренних дел в день установления факта гибели (смерти) сотрудника обязан известить об этом ближайших родственников и создать комиссию по организации похорон. И только по просьбе близких родственников погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел может быть осуществлена перевозка их тел для захоронения по месту жительства родственников.

Оплате за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу), подлежат следующие виды ритуальных услуг:

- оформление документов, необходимых для погребения умершего;

- перевозка умершего в морг, услуги морга;

- предоставление и доставка гроба, урны, венка;

- перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации);

- погребение (кремация).

Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников в соответствии с комментируемой статьей производятся за счет средств Минобороны России.

Погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), осуществляется на воинских кладбищах, на воинских участках общественных кладбищ или на других местах погребения с учетом волеизъявления умершего (погибшего) либо пожелания супруга, близких родственников или иных родственников.


Статья 26. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах

Комментарий к статье 26

Исполнение законодательства о ветеранах в значительной степени гарантируется наличием возможности привлечения к ответственности за его нарушение.

Должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за неисполнение возложенных на них обязанностей по реализации прав и законных интересов ветеранов, по созданию условий, способствующих удовлетворению предоставленных им льгот и преимуществ, могут быть привлечены к следующим видам ответственности: административной, уголовной и дисциплинарной.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за правонарушения, которые напрямую связаны с предоставлением ветеранам мер социальной поддержки:

- необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.42);

- непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.41);

- нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.43);

- отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 1 ст. 5.42).

Кроме того, административная ответственность предусмотрена за непредоставление услуг по погребению и невыплату социального пособия на погребение (см. ст. 24 и комментарий к ней). Статья 5.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Уголовный кодекс РФ не содержит статей, направленных на защиту исключительно ветеранов. Вместе с тем многие составы преступления, предусмотренные УК РФ, вполне допускают наличие ветерана в качестве потерпевшего.

Так, например, повлечь за собой наступление уголовной ответственности могут следующие действия, посягающие на права ветеранов:

- нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136);

- невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1);

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);

- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);

- превышение должностных полномочий (ст. 286) и пр.

Статья 27. Судебная защита прав ветеранов

Комментарий к статье 27

Как явствует из текста комментируемой статьи, ветераны вправе претендовать на судебную защиту следующих своих прав:

- установленных комментируемым Законом;

- установленных иными нормативными правовыми актами, изданными на уровне Российской Федерации.

Также ветераны вправе требовать предоставления им мер социальной поддержки, установленных законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

В самом общем виде право граждан Российской Федерации на судебную защиту провозглашено в ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.

Думается, что защита нарушенных прав ветеранов в порядке гражданского судопроизводства может быть осуществлена в нескольких процессуальных формах.

1. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Порядок подачи и рассмотрения судом такого заявления регламентирован главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В порядке, предусмотренном названной главой, могут быть обжалованы единоличные или коллегиальные решения, а также действия или бездействие органов государственной власти, должностных лиц и муниципальных служащих, в результате которых (альтернативно):

- нарушаются права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод;

- незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ по общему правилу гражданин вправе обратиться с таким заявлением в суд в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

2. Подача искового заявления о взыскании причитающихся платежей или об обязании совершить какие-либо действия или предоставить какие-либо льготы (осуществить предусмотренные законом меры социальной поддержки). Например, в порядке искового производства можно взыскать неправомерно невыплаченную ветерану ежемесячную денежную выплату или обязать соответствующие органы осуществить постановку лица на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Подобные заявления рассматриваются судом в порядке искового производства.

Например, решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 26 мая 2009 года по делу N 2-1024/2009 удовлетворен иск ветерана к Администрации города о признании за ним права на получение жилья и восстановлении в льготной очереди на получение жилья.

3. Обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение. В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. К таковым, в частности, могут быть отнесены факт родственных отношений, факт нахождения на иждивении, факт принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и документов, выдаваемых органами загса) лицу, чьи фамилия, имя и отчество в указанных документах не совпадают с данными, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении. Перечень таких фактов не является исчерпывающим, суд может устанавливать и иные акты, наличие или отсутствие которых влечет для гражданина юридически значимые последствия.

Так, в указанном порядке, например, можно установить факт того, что лицо состоит в родственных отношениях с погибшим ветераном боевых действий и является членом его семьи. Признание такого факта повлечет за собой определенные юридические последствия, а именно возникновение у члена семьи ветерана права претендовать на соответствующие меры социальной поддержки.

Подобные заявления рассматриваются в порядке особого производства. Обязательным условием для обращения в суд с заявлением о признании факта, имеющего юридическое значение, является невозможность получения в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

При подаче таких заявлений в суд необходимо доказать, что невозможно иным способом, кроме судебного, установить соответствующий факт. Например, при подаче заявления об установлении факта принадлежности ветерану свидетельства о праве на льготы (в случае, если данные в свидетельстве не совпадают с данными в паспорте) необходимо представить в суд письменный отказ органа, выдавшего свидетельство (УСЗН), о замене такого свидетельства.

4. Обращение в суд с требованием о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части, в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

Например, решением Верховного Суда РФ от 30 июля 2004 года N ГКПИ04-945 удовлетворено заявление ветерана о признании противоречащим закону и недействующим абзаца 4 пункта 2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69; в части, в которой эта Инструкция ограничивала права ветерана на льготы, по сравнению с правами, предоставленными ему Законом "О ветеранах".

5. Кроме того, граждане вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с заявлением о проверке конституционности положений законов и иных нормативных актов. В случае если имеется неопределенность в вопросе соответствия Конституции РФ положений нормативных актов в сфере осуществления прав ветеранов, такие положения могут быть предметом исследования судей Конституционного Суда РФ, и, если оспариваемые положения будут признаны неконституционными, они не смогут применяться к соответствующим правоотношениям.

В силу положений ст. 333.35 и 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются следующие категории граждан:

- инвалиды I и II групп;

- ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах.

Помимо названных категорий граждан, также освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении к мировым судьям, в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ следующие лица:

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;

- участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Завершая анализ комментируемой статьи, необходимо отметить, что в силу ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан по их ходатайству вправе обратиться прокурор. На сегодняшний день представление прокурором интересов ветеранов в судебных органах (включая подготовку соответствующих заявлений и участие в судебных заседаниях) является достаточно распространенным способом защиты гарантированных законом прав. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" к задачам прокуратуры относится обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для этого прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Так, например, в 2006 года прокурор города Белгорода добился для 7 инвалидов I группы с детства вследствие ранения, связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, получения второй пенсии по инвалидности, а также ежемесячных дополнительных выплат, предусмотренных законодательством.

Прокурорская проверка показала, что управление Пенсионного фонда по г. Белгороду незаконно отказало этим людям в назначении второй пенсии по инвалидности.

Для защиты прав ветеранов войны прокурор обратился в суд с иском. Суд удовлетворил исковые требования и обязал ГУ "Управление Пенсионного фонда РФ по городу Белгороду" назначить вторую пенсию по инвалидности, а также ежемесячную выплату и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" <25>.

--------------------------------

<25> http://genproc.gov.ru/ news/ news-3637

Как мы видим из приведенного примера, прокуроры уполномочены проводить прокурорские проверки, в рамках которых запрашиваются документы в различных органах, учреждениях, организациях, вызывать на беседу их работников и должностных лиц, а также самостоятельно выезжать на место проверки, чтобы выявить нарушения. Они не только составляют и направляют иски в защиту прав инвалидов в суд, но и профессионально участвуют в судебных заседаниях.

Статья 28. Документы, подтверждающие права ветеранов

Комментарий к статье 28

В настоящее время реализация прав и льгот, предусмотренных комментируемым Законом, осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утв. Постановлением Минтруда РФ от 11 октября 2000 года N 69.

В соответствии с названной Инструкцией права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются на основании соответствующих удостоверений. Порядок и основания выдачи удостоверений устанавливаются подзаконными нормативными актами.

Документами, подтверждающими права ветеранов Великой Отечественной войны, являются:

- удостоверение участника войны, выдаваемое в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 года N 907;

- удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года N 1122;

- удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 февраля 1981 года N 220;

- удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1985 года N 416;

- удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 мая 1988 года N 621;

- удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1990 года N 440.

(Порядок и основания выдачи удостоверений; перечень документов, подтверждающих участие в Великой Отечественной войне, см. в комментарии к ст. 2.)

Документами, подтверждающими права ветеранов боевых действий, являются:

- свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27;

- удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 сентября 1990 года N 892;

- удостоверение, выданное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763.

(Порядок и основания выдачи свидетельств и удостоверений; перечень документов, подтверждающих участие в боевых действиях, см. в комментарии к ст. 3.)

Документом, подтверждающим права инвалидов Великой Отечественной войны, является удостоверение инвалида Отечественной войны, выданное в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209.

Документом, подтверждающим права инвалидов боевых действий, является удостоверение инвалида о праве на льготы, выданное на основании Постановления Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209.

Документом, подтверждающим права членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), является удостоверение о праве на льготы, выданное на основании Постановления Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209.

Документом, подтверждающим права ветеранов военной службы, является удостоверение ветерана военной службы, выдаваемое в Порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 19 мая 1995 года N 501 "Об утверждении порядка и условий присвоения звания "Ветеран военной службы".

Документом, подтверждающим права ветеранов государственной службы, является удостоверение ветерана государственной службы, выдаваемое в соответствии с нормативными актами Президента РФ.

Документом, подтверждающим права ветеранов труда, является удостоверение ветерана труда, выдаваемое в соответствии с нормативными актами субъектов Федерации.

Постатейный комментарий к Закону "О ветеранах" - из 7 частей
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7

И.А. СЛОБЦОВ, О.В. ШАШКОВА (КУЗНЕЦОВА), Н.В. ШАШМУРИНА




ПОЛЕЗНОСТИ
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
ДУШЕВНАЯ МУЗЫКА
от Ларисы Ивановны
SADSOUL MUSIC
МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ от ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ
234555.RU
. ip: 44.193.77.196


Работы от Ларисы Ивановны © 2009-2024