Регистрация | Вход ip: 54.157.19.94 07 Декабрь 2016, Среда
  Лариса Ивановна
ЯД: 41001368021550
КИВИ: 9176181492
ВебМани: R669915691493
+79176131115(МТС)
234555@mail.ru
МЕНЮ
ПОИСК ПО САЙТУ

ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:


Анекдоты от Ларисы Ивановны


РЕЧЬ НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМА
Примеры расчета больничного пособия из МРОТ. Журнал «Зарплата» №2, февраль 2012
Куда спрятать шпоры? Советы школьников
ШЕСТАЯ РОТА 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й Гвардейской Псковской дивизии ВДВ
ЗАДЕРЖКА ЗАРПЛАТЫ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КОМПЕНСАЦИИ... примеры
ГРИБЫ СМОРЧКИ и СТРОЧКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПОБОРЫ. ЗА ЧТО (НЕ) НУЖНО ПЛАТИТЬ В ШКОЛЕ

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО ЭКОНОМИКЕ №4
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО ЭКОНОМИКЕ №3
ТЕСТ ПО ЭКОНОМИКЕ С ОТВЕТАМИ №1
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ОФОРМЛЕНИЕ Дипломной работы (ВКР)
ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
РЕЦЕНЗИЯ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ


СТАТЬИ, АНАЛИТИКА


Главная
» Статьи » ПОЛЕЗНОСТИ

Постатейный комментарий к Закону "О ветеранах" - Часть 4 / из 7


Статья 12. Сфера применения настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 12

Комментируемая статья предусматривает пределы действия Закона "О ветеранах" по кругу лиц. По смыслу комментируемой статьи действие Закона N 5-ФЗ, безусловно, распространяется на всех граждан Российской Федерации.

Кроме того, Законом предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим или пребывающим на территории Российской Федерации, при условии, что они отнесены к категориям ветеранов, предусмотренных ст. 2 - 4 комментируемого Закона.

При этом комментируемая статья содержит оговорку о том, что порядок предоставления ветеранам из числа иностранных граждан и лиц без гражданства мер социальной поддержки определяется международными договорами Российской Федерации.

В настоящее время действуют следующие международные договоры и соглашения в сфере социальной поддержки ветеранов:

- Соглашение от 14 февраля 1992 года "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей". Указанное Соглашение подписано всеми государствами - участниками СНГ, кроме Республики Молдова;

- Соглашение от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Соглашение подписано всеми государствами - участниками СНГ, кроме Азербайджанской Республики;

- Соглашение от 15 апреля 1994 года "О взаимном признании льгот и гарантий для участников Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих";

- Соглашение от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств". Соглашение подписано всеми государствами - участниками СНГ, кроме Туркменистана;

- Соглашение от 24 сентября 1993 года "О государственной социальной помощи членам семей военнослужащих, погибших в Афганистане и других государствах, в которых велись боевые действия";

- Соглашение от 9 декабря 1994 года "Об установлении для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших воинов дополнительных льгот и материальной помощи в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Подписано всеми государствами - участниками СНГ, за исключением Республики Армения;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 173-ФЗ);

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о социальных гарантиях и пенсионном обеспечении бывших военнослужащих и членов их семей от 10 февраля 1995 года (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 58-ФЗ);

- Соглашение от 28 марта 1997 года "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств";

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 года (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 27 ноября 1996 года N 142-ФЗ);

- Соглашение "О сотрудничестве в решении проблем инвалидности и инвалидов" от 12 апреля 1996 года (подписано всеми государствами - участниками СНГ, за исключением Туркменистана и Республики Узбекистан);

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики, от 30 апреля 1994 года (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 25 ноября 1994 года N 46-ФЗ);

- Соглашение между Российской Федерацией и Эстонской Республикой по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики от 26 июля 1994 года (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 137-ФЗ) и иными международными актами.



Глава II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ

Статья 13. Социальная поддержка ветеранов

Комментарий к статье 13

1. Комментируемая статья определяет основные направления социальной поддержки ветеранов, вне зависимости о того, к какой из групп ветеранов, предусмотренных комментируемым Законом, они относятся. Особенности и объем оказания мер социальной поддержки конкретным группам ветеранов подробно регламентируются в ст. 14 - 22 комментируемого Закона. Таким образом, комментируемая статья является в значительной степени лишь декларирующей основы государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов.

Так, согласно п. 1 комментируемой статьи все ветераны вправе претендовать:

- на пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ;

- получение ежемесячной денежной выплаты;

- получение и содержание жилых помещений;

- оплату коммунальных услуг;

- медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Необходимо отметить, что до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, <10> более известного как Закон о монетизации льгот, этот перечень был значительно шире.

--------------------------------

<10> Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В частности, ветераны до принятия названного законопроекта были вправе претендовать на льготные налогообложение; приобретение и строительство жилых помещений; оплату бытовых услуг и торгового обслуживания; санаторно-курортное лечение, обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения; обеспечение транспортными средствами и оплату проезда; трудоустройство, переподготовку, обучение и условия труда; пользование услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений; получение услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Финансирование льготного обеспечения ветеранов различными услугами осуществлялось за счет средств федерального и регионального бюджетов. При этом достаточно распространенной оказывалась ситуация, когда размер названного финансирования оказывался меньше, чем сумма средств, фактически затраченная на льготное обслуживание ветеранов. Например, выделенных коммерческому перевозчику из бюджета средств на бесплатный проезд ветеранов в течение года хватало только на провоз социально защищенных категорий граждан в течение нескольких месяцев. А впоследствии он (коммерческий перевозчик) был вынужден либо отказывать ветеранам в бесплатном проезде, нарушая тем самым законодательство; либо продолжать льготные перевозки в убыток себе, а затем пытаться взыскать такие убытки с федерального и региональных бюджетов.

В результате этой, а также ряда других проблем законодатель пришел к выводу о необходимости заменить значительную часть льгот ветеранам ежемесячной выплатой.

2. Рассмотрим подробнее основные меры социальной поддержки, оказываемой ветеранам в настоящее время.

2.1. Пенсионное обеспечение и выплата пособий.

Социальное законодательство регулирует обеспечение пенсиями и пособиями не только ветеранов, но и иных граждан, в отношении которых уплачиваются (или уплачивались) взносы на обязательное социальное страхование и пенсионное страхование. В этом смысле ветераны не являются какой-либо привилегированной категорией. Правильнее было бы сказать, что комментируемое положение Закона только лишний раз подчеркивает, что ветераны вправе претендовать на названные виды поддержки наравне с иными лицами.

Пенсионное обеспечение в целом представляет собой осуществление регулярных денежных выплат, имеющих своей целью компенсацию гражданам дохода (заработка), утраченного в связи с прекращением трудовой деятельности при достижении установленного законом возраста, при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней. Порядок, условия и нормы назначения пенсий регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Помимо пенсионного обеспечения ветераны наравне с иными гражданами имеют право на получение предусмотренных законодательством пособий:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- пособие в связи с достижением предельного трудового возраста и выхода на пенсию;

- пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- пособие по безработице;

- пособие на санаторно-курортное лечение;

- социальное пособие на погребение;

- оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

2.2. Ежемесячная денежная выплата.

Подробно порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты регулируется ст. 23.1 комментируемого Закона.

Ежемесячная денежная выплата была введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в качестве компенсации за ряд отмененных льгот.

Размер ежемесячной денежной выплаты установлен в твердой денежной сумме (подробнее см. п. 4 ст. 23.1 комментируемого Закона).

Размер ежемесячной выплаты подлежит индексации в том же порядке, в котором индексируется размер базовой части трудовой пенсии.

Фактически размер ежемесячной выплаты явно недостаточен для получения ветеранами льгот в том объеме, в котором они могли ими пользоваться до 1 января 2005 года. Вместе с тем при определении размеров ежемесячной выплаты законодатель руководствовался стоимостью минимально необходимого для ветеранов объема услуг, потребляемых в течение месяца, а также необходимостью оптимизировать затраты государства на социальную поддержку ветеранов.

Особенно остро эта ситуация проявилась в сфере пассажирских перевозок на муниципальном транспорте. Так, массовые акции протеста были вызваны отменой в связи с введением ежемесячной выплаты бесплатного проезда в городском транспорте. В разных регионах эта проблема решалась по-разному: вводился льготный проездной билет, стоимость которого эквивалентна той части ежемесячной выплаты, которая призвана заменить бесплатный проезд; в некоторых субъектах Федерации бесплатный проезд ветеранов компенсируется перевозчикам из региональных бюджетов.

Так, в Ставрополе проезд в некоторых видах общественного транспорта является бесплатным для следующих категорий граждан: участники ВОВ, инвалиды ВОВ, жители Ставрополя, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", бывшие узники концлагерей <11>.

--------------------------------

<11> http://www.stavropolye.tv/ society/ view/ 16337

В Алтайском крае вопрос о бесплатном проезде ветеранов также решен положительно. В ноябре 2008 года было принято решение на краевом уровне о том, что все участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица получают право на бесплатный проезд в пределах муниципалитетов, где они проживают. Согласно Постановлению Администрации края органы социальной защиты населения приобретали проездные билеты в транспортных организациях и бесплатно вручали их участникам Великой Отечественной войны. При пользовании данной льготой возникали вопросы, например, когда ветераны выезжали за пределы муниципалитета, чаще всего в краевой центр.

По рекомендации Администрации края главы муниципалитетов городов Барнаула, Бийска, Рубцовска, Камня-на-Оби приняли совместное решение о том, что выданные на территории одного муниципального образования проездные билеты могут использоваться для проезда на территории другого муниципалитета. С 1 января 2010 года участники Великой Отечественной войны, проживающие в названных городах, будут беспрепятственно пользоваться правом бесплатного проезда <12>.

--------------------------------

<12> http://www.amic.ru/news/117418/

Ежемесячная денежная выплата производится в Порядке, определяемом Приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 года N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".

Указанный Приказ регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий граждан; рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений; определяет перечень документов, рассматриваемых при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой; правила установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты.

2.3. Получение и содержание жилых помещений. Оплата коммунальных услуг.

Социальная защита ветеранов в жилищно-коммунальной сфере выражается в оказании поддержки в получении, содержании жилых помещений и оплате коммунальных услуг. Обеспечение ветеранов жильем производится на условиях договора социального найма или путем предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность.

Право на обеспечение жильем имеют:

- инвалиды войны (ст. 14 комментируемого Закона);

- участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 комментируемого Закона (ст. 15);

- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 комментируемого Закона (ст. 16);

- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период (ст. 17 комментируемого Закона);

- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (ст. 18 комментируемого Закона);

- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (ст. 19 комментируемого Закона);

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (ст. 21 комментируемого Закона).

До недавнего времени механизм обеспечения всех категорий ветеранов жильем носил двойственный характер и зависел от даты постановки ветерана на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При постановке на учет до 1 января 2005 года обеспечение жильем производилось в порядке, предусмотренном ст. 23.2 комментируемого Закона; при постановке на учет позднее названной даты - в порядке, предусмотренном жилищным законодательством РФ. В связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (вступил в силу 4 января 2010 года) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны наделили правом получения жилья вне зависимости от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Применительно к остальным категориям ветеранов правила о порядке обеспечения их жильем не изменились.

Подробно порядок и механизм обеспечения ветеранов жильем рассмотрен в комментарии к ст. 23.2 Закона.

Социальная поддержка ветеранов, выражающаяся в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, также осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Предусмотренные для этих целей средства перечисляются в виде субвенций из состава Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете. Объем этих средств рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Расчет производится с учетом федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Указанные федеральные стандарты утверждаются Правительством РФ.

Как явствует из ст. 154 Жилищного кодекса РФ, структура платы за жилье и коммунальные услуги выглядит следующим образом.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

- плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

- плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги.

Таким образом, под оплатой жилья применительно к комментируемому Закону следует понимать плату за пользование жилым помещением (если таковое не принадлежит ветерану на праве собственности) и плату за содержание и ремонт жилого помещения (включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме).

В случае если жилье принадлежит ветерану на праве собственности, он не вносит плату за пользование жилым помещением вообще. В случае, если ветеран пользуется жильем на условиях договора социального найма, он должен вносить плату за пользование жилым помещением, пользуясь при этом льготой по оплате жилья в размере 50%.

В соответствии с положениями ст. 14 - 19 и 21 комментируемого Закона в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветераны имеют право на поддержку в рассматриваемой сфере в следующих размерах:

- инвалиды войны - оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов, совместно с ними проживающих; оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах, не имеющих центрального отопления, также 50% топлива и стоимости транспортных услуг на его подвоз;

- участники ВОВ - оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов, совместно с ними проживающих; оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах, не имеющих центрального отопления, также 50% топлива и стоимости транспортных услуг на его подвоз;

- ветераны боевых действий - оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающих;

- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов, совместно с ними проживающих; оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах, не имеющих центрального отопления, также 50% топлива и стоимости транспортных услуг на его подвоз;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов военных действий - оплата жилья в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов, совместно с ними проживающих; оплата коммунальных услуг в размере 50%, а в домах, не имеющих центрального отопления, также 50% топлива и стоимости транспортных услуг на его подвоз.

2.4. В Российской Федерации гражданам гарантирован необходимый минимум бесплатной медицинской помощи, оказываемой за счет средств всех бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. Программа госгарантий принимается ежегодно Правительством РФ.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 года N 811 была принята Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год.

В рамках настоящей Программы бесплатно предоставляются следующие виды помощи:

- первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь, которая включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам;

- скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь, которая оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения;

- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, которая предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.

Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.

Применительно к ветеранам медицинская помощь должна оказываться во внеочередном порядке в силу положений Постановления Правительства РФ от 17 ноября 2004 года N 646 "Об утверждении Правил внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения". Этим же Постановлением утвержден Порядок предоставления ветеранам бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с указанным Постановлением медицинская помощь ветеранам оказывается в федеральных учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности при наличии медицинских показаний.

Направление ветеранов для внеочередного получения медицинской помощи осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями по месту их жительства или работы, в том числе после выхода на пенсию.

Кроме того, государство гарантирует обеспечение отдельных категорий ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (кроме зубных протезов) в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".

На основании названного Постановления обеспечение ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В отдельных регионах гарантии по обеспечению протезами могут быть расширены за счет средств местных бюджетов. Так, например, в г. Волгограде большой популярностью среди горожан пользуется муниципальный проект по бесплатному зубопротезированию малоимущих граждан. В 2010 году планируется, что более 800 человек получат стоматологическую помощь на общую сумму 7 млн. руб. Всего за три года в рамках муниципальной программы на цели протезирования планируется потратить около 18,5 млн. руб. бюджетных средств <13>.

--------------------------------

<13> http://www.volgograd.ru/ news/ common /2010/ 259531.news

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ветераном в территориальный орган Фонда социального страхования по месту жительства.

3. В завершение анализа комментируемой статьи необходимо отметить следующее. Пункт 3 комментируемой статьи содержит важное положение о том, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Таким образом, в случае, если лицо, например, по двум разным основаниям имеет право на льготу в размере 50% оплаты коммунальных услуг, оно не вправе претендовать на две такие льготы одновременно и требовать льготы в размере 100%.

Таким же образом разрешаются ситуации с предоставлением иных видов социальной поддержки.

Так, Ш., ветеран труда и инвалид, обратился в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области от 29 ноября 2004 года N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов", согласно которой меры социальной поддержки, определенные этим Законом, предоставляются при условии отсутствия у ветеранов прав на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с правовыми актами Российской Федерации. По мнению заявителя, оспариваемое законоположение неправомерно лишает его права на одновременное получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, в том числе 50-процентной скидки на оплату жилого помещения, что противоречит Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", а также ст. 1, 2, 4, 7 и 55 Конституции РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, так как правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством). Право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан <14>.

--------------------------------

<14> Подробнее см.: Определение Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2009 года N 159-О-О.


Статья 14. Меры социальной поддержки инвалидов войны


Комментарий к статье 14

1. Комментируемой статьей законодатель конкретизирует содержание мер социальной поддержки, оказываемой ветеранам из числа инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий.

2. Порядок пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий установлен ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым предусмотрено, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - инвалиды I, II и III групп.

В случае наступления инвалидности вследствие совершения гражданином противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью ему назначается социальная пенсия. Начисляемые рассматриваемой категории лиц пенсии подлежат выплате в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

При этом, если участник Великой Отечественной войны или ветеран боевых действий не признан в установленном законодательством РФ порядке инвалидом, ему может быть назначена одна пенсия, например трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Право на установление одновременно двух пенсий - социальной по государственному пенсионному обеспечению и трудовой по старости - для этих граждан из числа участников Великой Отечественной войны не предусмотрено.

Пенсия по инвалидности назначается в случае наступления инвалидности, определяемой по медицинским показаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.

Один из названных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом. Таковым он признается при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.

В случае, если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, медико-социальная экспертиза может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.

Трудовая пенсия по инвалидности назначается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения ее. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". При наличии пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, признанного инвалидом, накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности полагается этому застрахованному лицу не ранее достижения им возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в РФ инвалиды, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо на пенсию по инвалидности в соответствии со ст. 8 - 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Социальная пенсия - один из видов пенсий, назначаемых в соответствии с данным Законом.

3. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и ее субъектов.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (а инвалидов Великой Отечественной войны - вне зависимости от срока постановки на учет) осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона N 5-ФЗ. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года (за исключением инвалидов Великой Отечественной войны), обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, определяется законодательством субъектов РФ.

Жилые помещения предоставляются инвалидам с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в 2 раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, устанавливаемым Правительством РФ <15>.

--------------------------------

<15> Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, берется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом льгот. Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком.

Основаниями признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:

- обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ;

- проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

- проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

- проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

- проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

- проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.

Инвалиды могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды учитываются:

- по месту жительства - органами местного самоуправления, к полномочиям которых отнесен учет нуждающихся граждан в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ;

- по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и жительства.

Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подается заявление, к которому прилагаются:

- выписка из домовой книги;

- копия финансового лицевого счета;

- копия справки, подтверждающей установление инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

Жилые помещения инвалидам предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты полагается инвалидам в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется инвалиду с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Внесенными в комментируемый Закон изменениями от 21 декабря 2009 года предусмотрено, что инвалиды Великой Отечественной войны могут использовать свое право на предоставление им жилого помещения один раз.

4. Порядок установки квартирного телефона регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1235 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи" и является одной из разновидностей оказываемых услуг. Договор об оказании таких услуг заключается в порядке очередности подачи заявлений, при наличии технической возможности по зоне действия телефонной станции. Договор оформляется путем заполнения типовой формы в двух экземплярах и подписывается сторонами. Подпись должностного лица оператора связи должна быть заверена печатью. Решения о внеочередном заключении договора об оказании услуг телефонной связи принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в данной области. После вступления в силу Закона о монетизации льгот установка квартирного телефона является хоть и внеочередной, но возмездной и оплачивается по расценкам поставщика телефонной связи.

5. Инвалиды войны имеют преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Жилищный накопительный кооператив - это потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. Членом кооператива может быть гражданин, достигший возраста 16 лет. Гражданин принимается в члены кооператива на основании заявления в письменной форме.

Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Право на вступление в жилищные кооперативы имеют граждане, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.

Граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Численность его членов должна быть не менее чем три человека. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства). Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.

Необходимо отметить, что, невзирая на продекларированное комментируемым Законом право ветеранов на преимущественное вступление в кооператив, законы, регулирующие деятельность кооперативов, не содержат специальных оговорок в отношении порядка вступления в них ветеранов. Вместе с тем сам характер деятельности таких кооперативов не подразумевает конкуренции между лицами, желающими получить членство в кооперативе.

Условия и процедура вступления в качестве участников в кооперативы и объединения граждан регулируются:

- Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах";

- Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан";

- Федеральным законом от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";

- Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ;

- Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

6. Вопросы оплаты жилья инвалидами войны находятся в ведении федеральных органов власти. В соответствии с п. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи такого нанимателя в судебном порядке. Правом оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) члены семьи инвалида войны согласно подп. 9 п. 1 ст. 14 Закона N 5-ФЗ не пользуются.

Для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды обращаются в соответствующие организации (ЖЭК, ЖЭУ, МУП ЖКХ и пр.). Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая установление инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются:

- по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета;

- по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.

7. Инвалиды войны имеют право на медицинское и протезно-ортопедическое обслуживание.

За рассматриваемой категорией граждан закреплена возможность обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию.

При утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2006 года N 584 участковом принципе организации медицинского обслуживания населения по месту жительства гражданина с учетом критериев территориальной доступности доврачебной, врачебной, скорой медицинской помощи законодатель делает исключение из правила, сохраняя за инвалидами войны право на получение: скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями; амбулаторно-поликлинической помощи, включая мероприятия по профилактике (в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения населения), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов; стационарной помощи: при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях, в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию. Данные виды медицинской помощи предоставляются инвалидам войны бесплатно в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год.

8. Также рассматриваемой категории ветеранов оказываются следующие меры социальной поддержки:

- прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям (соответствующие положения, как правило, внесены в Правила приема, действующие в различных учебных заведениях). Необходимо отметить, что правом поступления вне конкурса можно воспользоваться только в государственных образовательных учреждениях;

- выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством РФ;

- обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя. Таким образом, работодателю, принявшему на работу ветерана, вменяется в обязанность обеспечить ему возможность переподготовки или повышения квалификации;

- использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году. Рассматриваемый случай также является изъятием из общих правил, предусмотренных трудовым законодательством. Работодатель не вправе отказать работнику-инвалиду в предоставлении неоплачиваемого отпуска, а также обязать предоставить очередной оплачиваемый отпуск в любое время по требованию ветерана. При этом инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка (регулируется, помимо прочего, нормами трудового законодательства);

- внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания. Указанная льгота подразумевает, что обслуживание ветеранов в перечисленных учреждениях и организациях должно производиться без очереди.

Постатейный комментарий к Закону "О ветеранах" - из 7 частей
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7

И.А. СЛОБЦОВ, О.В. ШАШКОВА (КУЗНЕЦОВА), Н.В. ШАШМУРИНА



ПОЛЕЗНОСТИ
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 56
Гостей: 56
Admin's: 0

МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ от ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ
Работы от Ларисы Ивановны © 2009-2016