Регистрация | Вход ip: 54.158.119.60 03 Декабрь 2016, Суббота
  Лариса Ивановна
ЯД: 41001368021550
КИВИ: 9176181492
ВебМани: R669915691493
+79176131115(МТС)
234555@mail.ru
МЕНЮ
ПОИСК ПО САЙТУ

ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:


Анекдоты от Ларисы Ивановны


РЕЧЬ НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМА
Примеры расчета больничного пособия из МРОТ. Журнал «Зарплата» №2, февраль 2012
Куда спрятать шпоры? Советы школьников
ШЕСТАЯ РОТА 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й Гвардейской Псковской дивизии ВДВ
ЗАДЕРЖКА ЗАРПЛАТЫ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, КОМПЕНСАЦИИ... примеры
ГРИБЫ СМОРЧКИ и СТРОЧКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПОБОРЫ. ЗА ЧТО (НЕ) НУЖНО ПЛАТИТЬ В ШКОЛЕ

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО ЭКОНОМИКЕ №4
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО ЭКОНОМИКЕ №3
ТЕСТ ПО ЭКОНОМИКЕ С ОТВЕТАМИ №1
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ОФОРМЛЕНИЕ Дипломной работы (ВКР)
ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
РЕЦЕНЗИЯ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ



Главная
» 2010 » Май » 13 » Как подготовить речь к защите дипломной работы
Как подготовить речь к защите дипломной работы
Отличный Оратор - Владимир Жириновский

Боярам в думе говорить по ненаписаному, дабы дурь каждого видна была!
© Пётр Алексеевич Романов, Император всея Руси







ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ

14 правил, помогающих убеждать

* Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные - средние - один самый сильный.
Следствия: а) избегайте слабых аргументов; б) не начинайте с просьбы, начинайте с аргументов.
* Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник ответит вам "да".
* Правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность "сохранить лицо".
* Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего.
* Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус.
* Не принижайте статус собеседника.
* К аргументам приятного собеседника мы относимся снисходительно, а неприятного - с предубеждением.
* Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом.
* Проявите эмпатию к убеждаемому.
* Будьте хорошим слушателем.
* Избегайте конфликтогенов.
* Проверяйте, правильно ли понимаете собеседника.
* Следите за мимикой, жестами и позами - своими и собеседника.
* Убеждая, старайтесь удовлетворить какую-нибудь из потребностей человека.

Продемонстрируем это на примере некоторых из вышеназванных правил.

Правило Сократа

Вначале приведем два исторических эпизода, показывающих, что в древности наиболее просвещенные люди действовали в соответствии с данным правилом.

Первый пример из жизни великого китайского мудреца Кунцзы (Конфуция) (ок. 551-479 до н.э.).

Конфуций в странствиях на горе Тайшань увидел Жунцици, который ходил по пустырю вблизи Чэн, одетый в негодную шубу, подпоясанный вервием, играл на цине и пел. Конфуций спросил его: "Почему учитель так радостен?" Тот ответил: "У меня много радостей. Небо рождает все десять тысяч вещей, и только человек драгоценней всего. А мне удалось родиться человекам, и в этом первая радость. Различие между мужчиной и женщиной в том, что мужчина почитаем, женщина же в пренебрежении, поэтому мужчина более ценен. А мне удалось родиться мужчиной, и в этом вторая радость. Бывают такие жизни, когда человек лишается возможности увидеть дни и месяцы, даже не успев еще расстаться с пеленками. А я дожил до девяноста лет, и в этом третья радость. Бедность обычна для ученого мужа, смерть же - конец человека. Живя в обычном, жду конца - так чего же печалиться?"

Убедительность речи Жунцици покорила Конфуция. Обратим внимание, что к нетривиальному выводу странник привел слушателя серией утверждений, на каждое из которых тот вынужден был мысленно ответить "да".

История вторая.
"Аспасия из Милета" - так названа в "Словаре античности", вышедшем в 1889 году, одна из удивительнейших женщин Древней Греции. В 432 году эта гетера-философ была привлечена к суду по обвинению в безнравственности и непочитании богов.

Сохранились образцы бесед этой образованной женщины, в которых она, в частности благодаря правилу Сократа приводила собеседников к желаемым выводам. В качестве примера вспомним ее разговор с историком Ксенофонтом и его женой.

- Скажи мне, жена Ксенофонта, - начала Аспасия, - если твоя соседка имеет лучшее золото, чем ты, которое бы ты желала иметь: ее или свое?

-Ее.

- А если она владеет платьем и другими женскими украшениями большей ценности, чем твои, желала бы ты иметь ее ценности или свои?

- Конечно, ее.

- Ну а если она имеет лучшего мужа, чем ты, желала бы ты иметь своего мужа или ее?

Женщина покраснела, а Аспасия обратилась уже к самому Ксенофонту, слегка обеспокоенному щекотливой направленностью избранной темы:

- Скажи, пожалуйста, если у твоего соседа имеется лучшая лошадь, чем у тебя, которую ты желал бы иметь?

- Его.

- А если бы его участок земли был лучше твоего, который из двух участков ты более желал бы иметь?

- Конечно, лучший! - без колебаний ответил Ксенофонт.

- А если он имеет жену лучше твоей, которая из обеих была бы для тебя приятнее?

Теперь смешался Ксенофонт. Насмешливо оглядев супругов, Аспасия, помолчав, проговорила:

- Так как каждый из вас не ответил мне именно только на то, на что, собственно, я желала ответа, то скажу вам, что вы думаете оба: ты, жена, желаешь наилучшего мужа, а ты, Ксенофонт, желаешь обладать избраннейшей из женщин. Следовательно, если вы не можете прийти к заключению, что на свете нет наилучшего мужа и избраннейшей жены, то, однако, вы, наверное, признаете предпочтение себе быть супругом возможно лучшей женщины, а ей принадлежать возможно лучшему супругу..."

Так шаг за шагом, получая согласие, Аспасия привела чету к нужному ей выводу.


Секрет Сократа

В чем же секрет действенности правила Сократа? Оказывается - в особенностях нашей гормональной системы. Когда мы говорим "да", это означает наше согласие, а вместе с ним - осознание того, что в ближайшее время противостояния с собеседником не предполагается. Наш организм, ориентированный на экономное расходование сил, сразу расслабляется, что осуществляется посредством выделения в крови эндорфинов (гормонов удовольствия).

Таким образом, расслабив собеседника с помощью нескольких "да", уменьшаем его настрой к сопротивлению в главном вопросе.
Гений Сократа в том и состоял, что, не зная ничего об эндорфинах (это открытие XX века), он указал на удивительную силу согласительных "да".


Волшебное действие гормонов

Эндорфины способствуют расслаблению убеждаемого, когда убеждающий для него - приятный человек. А также при применении правил хорошего слушателя (правило Паскаля): не принижайте статус собеседника.


Доверие как средство аттракции

Сильные аргументы, с которых правило Гомера рекомендует начинать убеждение, имеют первой целью вызвать доверие. На его фоне и следующие за ними аргументы средней силы выглядят более весомыми. Употребление самого сильного аргумента в конце речи также психологически более чем целесообразно: он звучит в тот момент, когда убеждаемый принимает окончательная решение (не зря говорится: дорого яичко к Христову дню). Если же решение откладывается, то срабатывают законы памяти: лучше всего помнится то, что было в конце речи, затем - то, что в начале; середина запоминается меньше всего.

То, что правило Гомера запрещает использовать слабые аргументы (даже за счет сокращения их числа), также имеет глубокий смысл: слабый аргумент сразу рождает недоверие. О том, насколько это небезопасно, говорит множество рассмотренных в книге [34] примеров. Один слабый аргумент делает всю речь неубедительной. Действие такого аргумента аналогично поведению компьютерного вируса, который "пожирает" все вокруг себя.

В качестве примера приведем только один, но довольно типичный диалог.

Человека, злоупотребляющего алкоголем, убеждают бросить пить.

Алкоголик: "Мне уже поздно бросать".

Доброхот: "Бросить никогда не поздно".

Алкоголик: "Тогда я сделаю это попозже, когда мне надоест выпивать".

Единственный слабый аргумент - и доброжелатель потерпел фиаско.



Статус и имидж

На чувстве доверия основывается действие правила о влиянии статуса и имиджа убеждающего на убедительность его аргументов. Например, "наш человек" более убедителен, чем другие, уже потому, что он "наш". В аллегорической форме об этом говорится, в частности, в байке о столовой, где однажды разгорелись страсти в связи с вопросом зайчонка: почему медведь и волк целыми днями не при деле, но тем не менее исправно кормятся. На что заведующая - лиса, по-своему переосмыслив истоки заячьей философии (кто не работает, тот не ест), дала исчерпывающий ответ: "Кто у нас не работает, тот и не ест".


Эмпатия к мишени воздействия

"Проявляйте эмпатию к убеждаемому" - это правило позволяет обнаружить мишени воздействия на собеседника. "Влезание в шкуру" человека, способность посмотреть на окружающее его глазами позволяют найти его уязвимые места и те аргументы, которые для него будут самыми убедительными. Эмпатия предоставляет кратчайший путь к управлению партнером по общению.


Нарушение запрещающих правил...

...препятствует аттракции, доверию и т.д. Оно обостряет способность к сопротивлению, делая даже не самого профессионального спорщика упрямым оппонентом. Дабы не злоупотреблять примерами, приведем лишь один из них, показывающий, что нарушение всего лишь одного правила убеждения - не загонять ,себя в угол - может разрушить весь процесс убеждения.

Дискутируя, мы иногда приводим доводы, загоняющие нас же в тупик, что демонстрирует, в частности, приведенный выше диалог с любителем выпить.

Фактически этот диалог, как заигранная пластинка. Повторяется всякий раз с неизменно отрицательным результатом. Слыша уговоры не раз и от разных доброхотов, алкоголик первой фразой начинает двухходовую манипуляцию. Его аргумент - ловушка, предполагающая ответ-клише, который парируется последующим аргументом.

Сочетание высказываний с некими действиями может создать комический эффект или базу для взаимных "подкалываний":

- На этом фото мне пять лет.

- У вас уже тогда была лысина?

- Да нет, просто вы фотографию держите вверх ногами.


Десять советов известного юриста

Они даны знаменитым российским юристом П.С. Проховщиковым (литературный псевдоним - П. Сергеич) и основаны на блестящем знании психологии.

* Не доказывайте очевидного.
Слушатель всегда ищет в речи что-то новое, неизвестное ему. А не найдя - теряет интерес и к речи, и к говорящему. Именно это происходит, когда слышат прописные истины или банальность.
О том, к каким результатам может привести нарушение этого тезиса, повествует следующий сюжет.
Водитель троллейбуса в порядке инициативы взяла на себя дополнительную обязанность во время следования по маршруту просвещать пассажиров по разным темам: правилам дорожного движения, хорошего тона и т.п. Динамик в салоне не умолкал, бесконечно повторяя прописные истины. Пассажиры выражали дружное возмущение таким навязчивым "сервисом", многие жаловались, что выходили из троллейбуса в скверном настроении. Хотя в числе звучавших рекомендаций были и те, которые должны были способствовать хорошему настроению окружающих.
* Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без соответствующей подготовки.
По существу речь идет о грамотном использовании правила Гомера, о котором уже шла речь.
*Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы.
Об этом мы говорили, комментируя правило Гомера.
* Не упускайте случая изложить сильный довод в виде дилеммы: очевидный вывод, сделанный слушателем более впечатляющ для него, нежели услышанный.
Формулируя сами, мы оставляем слушателю пассивную, подчиненную позицию, что ущемляет его самолюбие. Наоборот, оставляя ему (кажущуюся) свободу, мы способствуем аттракции.
Например, в случае очевидной лжи оппонента можно сказать, что, возможно, он заблуждается искренне, может быть, обманывает сознательно. Слушатели, вне сомнения, выберут второе, и этот способ более губителен для оппонента.
* Не бойтесь согласиться с оппонентом, когда есть возможность его же утверждение повернуть против него или хотя бы доказать его бесполезность.
- Прекрасно! - промолвил Рудин, - стало быть, по-вашему, убеждений нет?
- Нет - и не существует.
- Это ваше убеждение?
- Да.
- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай.
Все в комнате улыбнулись и переглянулись. (Тургенев И.С. Рудин. Мн., 1972. С. 22).
* Если аргументы сильны, лучше приводить их порознь, подробно развивая каждый в отдельности. Если же есть только несильные аргументы, следует собрать их в одну горсть.
Квинтилиан говорил: "...несильные взаимно подкрепляют друг друга. Лишенные значения качественно, они убедительны количеством - тем, что все подтверждают одно и то же обстоятельство..."
Народная мудрость отразила это обстоятельство в известной притче.
Умирая, отец призвал своих взрослых сыновей, велел им взять веник и переломить его. Как ни силились парни, ничего у них не получилось.
Велел он тогда развязать веник и переломить по веточке. Легко сделали это сыновья.
- Запомните, - сказал отец, - только вместе вы представляете силу. Держитесь вместе.
Помните, также у Маяковского:
Если ж в партию сгрудились малые,
Сдайся враг, умри и ляг.
* Старайтесь подкреплять одно доказательство другим.
* Не пытайтесь объяснить то, что сами не вполне понимаете.
Неопытные люди часто делают эту ошибку, как будто рассчитывая, что найдут объяснение, если будут искать его вслух. Противник бывает искренне признателен этим ораторам. Не следует забывать, что внимание слушателей всегда сосредоточивается на слабейшей части рассуждений говорящего. А более проигранное обстоятельство, чем собственное непонимание, трудно придумать.
* Не старайтесь доказывать больше, когда можно ограничиться меньшим. Не следует усложнять своей задачи. Тем более, что это и небезопасно. Ведь многословие может быть воспринято как признак неуверенности или нажима. Есть восточная поговорка: ты сказал раз - я поверил: ты повторил - я усомнился; ты сказал еще раз - я понял, что ты обманываешь.
Следующий исторический факт показывает, что многие слова можно заменить одним выразительным действием.
Почитатели Бетховена выдвинули этого гениального композитора в действительные члены Академии искусств в Париже. На очередном заседании председательствующий объявил: "Мы собрались сегодня для того, чтобы принять в члены нашей Академии великого Бетховена". И тут же добавил, что, к сожалению, ни одного вакантного места в Академии нет, тем как бы предрешив исход дела.
Воцарилось молчание.
"Но", - добавил председатель и налил из стоявшего на столе графина полный стакан воды, так что ни одной капли добавить нельзя было; затем оторвал от стоявшего тут же букета один лепесток розы и осторожно опустил его на водную поверхность. Лепесток не переполнил стакана, и вода не пролилась. Тогда председатель, не сказав ни слова, обратил свой взор к собравшимся. В ответ раздался шквал аплодисментов. Присутствующие единогласно избрали Бетховена действительным членом Академии искусств.
* Не допускайте противоречия в своих доводах.
Это правило постоянно нарушается нашими защитниками в судах. Они подробно и старательно доказывают полную непричастность своего клиента к преступлению, а потом заявляют, что на случай, если их доводы, не показались присяжным убедительными, они считают себя обязанными напомнить им обстоятельства, могущие служить основанием к отпущению вины или по крайней мере к снисхождению. Несколько заключительных слов обращают всю защиту в пепел. Это ошибка в самой схеме речи (Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юрид. лит., 1988).
Взрослые люди в этом случае уподобляются неразумному ребенку, который, разбив чашку от сервиза, отвечает: "Нет, не я! Но я больше не буду".

Способы опровержения

Эти способы также заимствуем у П. Сергеича.

* Обобщенные доводы оппонента разделите на составляющие и разбивайте их по отдельности.
В речи по делу Максименко защитник Плевако говорил: "Я советую вам разделить ваше внимание поровну между подсудимыми, обдумывая доказательства виновности отдельно для каждого... Совершилось преступление. Подозревается несколько лиц. Мы начинаем смотреть на всех подсудимых, привлеченных по одному делу, на всю скамью как на одного человека. Преступление вызывает в нас негодование против всех. Улики, обрисовывающие одного подсудимого, мы переносим на остальных. Он сделал то-то, она сделала то-то, откуда заключается, что они сделали то и другое вместе. Вы слышали здесь показания, которыми один из подсудимых изобличался в возведении клеветы на врача Португалова, а другая - в упреке, сделанном его соседке Дмитриевой в неосторожном угощении больного мужа крепким чаем, что было на самом деле. И вот в речи господина обвинителя эти отдельные улики объединяются в двойную улику: оказывается, что Максименко и Резников клеветали на доктора Максименко и Резников упрекал Дмитриеву".
* Возражая противнику, не выказывайте особой старательности.
Слишком настойчивое возражение против того или иного довода, не сопряженное с безусловным его опровержением, может придать ему новый вес в представлении слушателей. У них складывается мнение, невыгодное для оратора: если он так много говорит об этом, значит, это действительно имеет большое значение. Напротив, когда оратор лишь мимоходом возражает противнику, как бы пренебрегая его доводами, они часто уже по одному этому кажутся не заслуживающими внимания.
*

Не оставляйте без возражения сильных доводов оппонентов.
Но, опровергая их, отнюдь не следует развивать их или повторять те соображения, которыми оппонент эти доводы подкреплял.
Это, к сожалению, делается у нас слишком часто и почти бессознательно. Оно вполне понятно: повторять то, что уже сказано, легко, и, делая это, мы отдыхаем, вместе с тем уясняя себе то, чему собираемся возражать; думаем, что и возражение выиграет от этого.
А выходит наоборот. Соображения противника были подготовлены и изложены; повторяя, мы немного сокращаем и упрощаем их, делаем, так сказать, конспект этих соображений, разъясняем их слушателям. То есть самым искусным образом помогаем оппоненту: слушатели не могли ни понять, ни вполне усвоить себе его доводы - мы поясняем их; они могли забыть их - мы им напоминаем.
Сделав, таким образом, все возможное, чтобы подкрепить положение противника, мы затем экспромтом переходим к его опровержению: возражение не подготовлено и страдает многословием, не продумано, и мы не успеваем развить свои доводы до конца, хватаемся за первые пришедшие в голову соображения и упускаем из виду более важные, излагаем их в неясной, неудачной форме. Многоречивость и туманность возражения после сжатой и ясной мысли противника только оттеняют убедительность последней.
*

Не доказывайте, когда можно отрицать.
Приведем самый наглядный пример. Человек привлечен к уголовному делу в качестве обвиняемого без всяких улик; ему надо сказать, что он не признает себя виновным, и потребовать, чтобы обвинитель доказал обвинение. Предположим, однако, что он вместо этого задался целью доказать, что не виновен, и приводит ряд соображений в подтверждение этого. Во многих случаях окажется, что доказать невиновность, то есть установить отрицательное обстоятельство, невозможно; вместо того чтобы рассеять подозрение, он усилит их.
*

Отвечайте фактами на слова.
Пассажир едет в такси из центра в свой микрорайон. По прибытии на место таксист назвал сумму, в полтора раза превышающую показания счетчика. На недоумение пассажира пояснил, что в этот район из центра не каждый поедет и что, судя по его респектабельному виду, клиент не должен крохоборничать.
Выслушав таксиста, пассажир ответил, что, во-первых, в такси платят по счетчику, и если водитель хочет по-другому, надо было об этом предупредить. Во-вторых, свободных такси была целая очередь, и наверняка нашлись бы желающие, он не раз в этом убеждался.
В-третьих, слово "крохобор" означает "человек, который зарится на чужие крохи".
Таксист не нашел, что возразить, и клиент рассчитался по счетчику.
Блестящий пример применения правила Гомера! Ни одного слабого аргумента и самый сильный в конце. Все утверждения таксиста были опровергнуты фактами.
*

Поверните против оппонента его собственные доводы.
Если удается продолжить мысль противника, показав, что фактически она работает против него, то оппонент повержен. Одним из приемов тогда выступает гипербола, преувеличение.
Во многих видах единоборств (физических) эффективнейшими приемами являются те, в которых удар противника не отражается, а как бы "продляется" (мимо себя) защищающимся. В результате нападающий окажется повержен. Тот же результат мы получим, применяя указанный прием в интеллектуальном противоборстве.
*

Не спорьте против несомненных доказательств и верных мыслей оппонента.
Это спор бесполезный, более того, абсолютно проигрышный. Если факт установлен, то все, что можно сделать, это найти объяснение, наиболее выгодное для опровергающего. Или хотя бы постараться факт замолчать либо принизить его значение.
*

Максимально используйте факты, признанные оппонентом.
Это редкий подарок. Разбрасываться подобным нельзя.
*

Если оппонент обошел молчанием некое обстоятельство, следует только обратить на это внимание и указать, что у того нет аргументов против важного обстоятельства. Сгодится также замечание: "Молчание - знак согласия".
*

Не опровергайте невероятного: это удары без промаха по воде и по ветру.
Подсудимый обвинялся в двух покушениях на убийство: он в упор стрелял в двух человек, попал в обоих, но ни одна из трех пуль не проникла в толщу кожи раненых. Эксперт сказал, что револьвер, из которого были произведены выстрелы, часто даже не пробивает одежды и служит больше тому, чтобы пугать, чем нападать или защищаться. Обвинитель сказал несколько слов о слабом бое револьвера. Защитнику надо было только мимоходом, убежденным тоном упомянуть, что из револьвера нельзя было убить. Вместо этого он стал приводить самые разнообразные соображения, чтобы доказать то, что было ясно из самого факта. И с каждым новым соображением давно сложившаяся мысль - не револьвер, а игрушка - постепенно тускнела.

Искусственное усиление доводов

Приемы

Во всяком практическом рассуждении важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Риторика указывает некоторые искусственные приемы усиления мыслей формой их изложения. Кое-какие из этих приемов уже были названы. Приведем еще несколько.



Преувеличение

По замечанию Аристотеля, одним из способов подкрепить или отвергнуть обвинение служит преувеличение. Вместо того чтобы доказывать или отрицать виновность подсудимого, оратор распространяется о зле преступления. Если это делает сам подсудимый или его защитник, слушателям представляется, что он не мог совершить такого злодейства, и наоборот, кажется, что оно совершено им, когда негодует обвинитель. Этот прием, или эта уловка, ежедневно применяется в каждом уголовном суде. К нему прибегает обвинитель, когда, сознавая слабость улик, предупреждает всех, что они будут беспокоиться за своих жен и детей, если подсудимого оправдают.



Повторение

В обычном разговоре дословное повторение раздражает. Однако при убеждении без повторения не обойтись. Правда, делать это нужно косвенным образом (как - об этом ниже).

Сложные мысли .не успевают проникнуть в сознание, если они сменяют друг друга и произнесены однажды. Надо дать человеку время вдуматься, понять, усвоить мысль. Для чего необходимо задержать на ней внимание слушающего.

Блестящим примером "внедрения" мысли в сознание служит, например, отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:



Два демона ему служили.

Две силы чудно в нем слились:

В его главе - орлы парили,

В его груди - змеи вились...

Ширококрылых вдохновений

Орлиный, дерзостный полет

И в самом буйстве дерзновений

Змеиной мудрости расчет!



В этих восьми строках четыре раза повторяется одна и та же мысль, однако повторение не надоедает, а как бы увлекает нас с каждым разом дальше в глубину мысли поэта.

Чтобы не быть утомительным и скучным в повторении, убеждающий, как видно из этого стихотворного отрывка, должен излагать повторяемые мысли по-разному.

Поскольку задача автора этой книги - попытаться принести пользу читателю, то приходится иногда возвращаться к одному и тому же приему или обстоятельству, освещая многообразность его действия и применяемости. Надеюсь, это будет способствовать и лучшему пониманию и запоминанию.



Технические приемы

Рассмотрим приемы, которые, как и изложенные выше правила убеждения, позволяют, кроме прямого, осуществить и скрытое воздействие на слушателя.



Используйте магию цифр

В склонении собеседника на свою сторону большую роль играют цифровые данные. Использовать их можно двояким образом.

Несколько впечатляющих цифр могут послужить сильнейшим аргументом, опровергнуть который очень трудно. Скрытое преимущество: редко когда у присутствующих есть под рукой материалы для их проверки. Для убедительности "коренные" цифры следует обязательно зачитывать, чтобы не возникло и тени сомнения в их достоверности, что они произнесены не по ошибке.

Второй способ - кардинально противоположный по назначению. Он основывается на том, что обилие цифр воспринимается плохо, оно утомляет. Поэтому манипуляторы обрушивают на слушателя водопад цифр с целью запутать его, "запудрить мозги", создавая видимость серьезной аргументации.



Сильное сравнение

Оно имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно. Это придает убеждению яркость и силу внушения.

В одном из городов из-за финансовых трудностей встал вопрос о закрытии местного театра.

Решающим в возникшей дискуссии оказалось выступление одного историка: "Когда в Древней Греции гражданин совершал незначительный проступок, ему запрещали в течение трех месяцев играть на свирели. Если проступок был более серьезным, не разрешалось в течение шести месяцев посещать театр. Я спрашиваю присутствующих: чем граждане города провинились, что власти так сурово их хотят наказать?" Вопрос решился в пользу существования театра.



Метод "да, но..."

Нередко оппонент приводит хорошо подобранные аргументы. Однако они охватывают или только преимущества, или только слабые стороны. Но поскольку в реальной действительности у любого явления имеются как плюсы, так и минусы, то легко применить метод "да, но...", который позволяет рассмотреть и другие стороны предмета обсуждения. В данном случае нам надо спокойно согласиться с партнером, а потом начать характеризовать предмет с прямо противоположной стороны и трезво взвесить, чего здесь больше: плюсов или минусов.

Вот пример удачного применения данного метода. Человек пришел по объявлению о наличии вакансии по его специальности. Руководитель, заинтересованный в заполнении вакансии, подробно рассказал о привлекательности предлагаемой работы.

Посетитель: "Благодарю вас за подробную информацию. Но ведь у каждой медали есть обратная сторона, а в каждой работе - свои трудности. Что можно сказать о работе с этой стороны?"

Прямой вопрос требует прямого ответа. Руководителю пришлось рассказать о трудных моментах предстоящей деятельности. Выслушав, посетитель попросил время на обдумывание. Через несколько дней он сообщил по телефону, что, к сожалению, в предлагаемой работе минусы перевесили плюсы.



Метод кусков

Состоит в расчленении выступления партнера таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части, которые можно прокомментировать, например, так: "это точно"; "об этом существуют различные точки зрения"; "это и то полностью ошибочно".

При этом целесообразнее не касаться наиболее сильных аргументов оппонента, а преимущественно сосредоточиться на слабых местах и пытаться именно их и опровергнуть.



"Бумеранг"

Дает возможность использовать "оружие" партнера против него самого. Этот метод не имеет силы доказательства, но оказывает исключительное действие, если применять его с изрядной долей остроумия. Приведем пример использования такого метода.

Демосфен, известный афинский государственный деятель, и афинский полководец Фокион были заклятыми политическими врагами. Однажды Демосфен заявил Фокиону: "Если афиняне разозлятся, они тебя повесят". На что Фокион ответил: "И тебя, конечно, тоже, как только образумятся".

Метод бумеранга может реализовываться в довольно необычных формах. В 1992 году на выборах в Украине против кандидата из Львова Евгения Грынива во время встречи с избирателями было выдвинуто обвинение: народ бедствует, а ваши карманы, как говорят, набиты деньгами, дом - товарами. Все оправдания разбивались о стену недоверия. Тогда обиженный кандидат снял ботинок, носок и просунул в дырку этого носка палец. Аргумент оказался убедительным...



"Подхват реплики"

Приведем любопытный пример использования приема "подхвата реплики", описанный в рассказе С. Званцева "Дело Вальяно".

Заседание суда. Обвинительную речь произносит прокурор. Она длится три часа. Вина Вальяно доказана. По сравнению с прокурором защитник был необычайно краток. Он говорил не более 5-6 минут. Он только заявил, что Вальяно должен быть оправдан, так как ввозил груз на турецких фелюгах. А в разъяснении судебного департамента сената (с исчерпывающим перечислением всех видов морской контрабанды) упоминались лодки, баркасы, шлюпки, плоты, спасательные пояса и обломки кораблекрушения, даже пустые бочки из-под рома - все, кроме плоскодонных турецких фелюг, а разъяснения правительствующего сената распространительному толкованию не подлежат.

Бледное лицо прокурора залилось краской. Он вскочил и почти закричал дрожащим голосом:

- Вальяно - контрабандист! Если бы он им не был, он не мог бы заплатить своему защитнику миллион рублей за защиту!

В зале ахнули. Миллион рублей?! Неслыханная цифра!

Реплика прокурора тотчас обернулась против него.

- Да, я получил миллион, - спокойно ответил защитник. - Значит, так дорого ценятся мои слова! А теперь посчитаем, сколько же стоят слова прокурора...

- В год прокурор получает три тысячи шестьсот рублей, - высчитывал вслух "добродушный" адвокат, - в месяц - триста, стало быть, в день, в том числе и сегодняшний день, - рублей десять. Произносил прокурор свою речь сегодня три часа, сказал за свои десять рублей 45 тысяч слов. Сколько же стоит слово прокурора?

Вытянувшись, Пассовер крикнул:

- Грош цена слову прокурора!

Процесс был выигран. Вальяно оправдан.



Сведение к абсурду

Распространенным приемом опровержения является доведение до нелепости или сведение к абсурду.

Замечательный русский адвокат Ф. А. Плевако неоднократно блестяще использовал данный прием.

По воспоминаниям В. В. Вересаева, он выступил в защиту старушки, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек. В обвинительной речи прокурор отметил, что кража незначительная, что на преступление бедную старушку толкнула горькая нужда, что подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но, несмотря на это, подчеркнул он, старушка должна быть осуждена, так как она посягнула на собственность, а собственность священна, все гражданское благоустройство держится на собственности, и если позволить людям покушаться на нее, страна погибнет. После него выступил защитник Плевако. Он сказал так:

"Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесятъ языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия, уж конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно".

И суд оправдал старушку.



Отвлечение внимания

Оно осуществляется разными способами. Например, логическим ударением. "Сколько животных разного вида взял Моисей в свой ковчег?" - "Каждой твари - по паре", - ответит почти любой. И будет не прав, поскольку ковчег принадлежал не Моисею, а Ною. Следовательно, - ни одной. А отвлечение внимания произошло посредством ударения на слове "сколько".

Старая загадка: "А" и "Б" сидели на трубе. "А" упало, "Б" - пропало. Что осталось на трубе? Ответ "И" говорят обычно только те, кто уже знает, в чем здесь подвох. А он - в ударении на "А" и "Б".



Навязывание ответа

Вопросы типа: "Вам это известно, не так ли?" сформулированы так, что довольно трудно дать отрицательный ответ. Даже если не знал, то ведь услышал сейчас от говорящего. А создается впечатление, что знал и раньше.



Искажение "сократического диалога"

Следующий метод является манипулятивным изменением "сократического диалога". Обучение в школе Сократа велось методом вопросов и ответов, то есть беседы, умело направляемой учителем. Суть умения в том, чтобы обнаружить, столкнуть противоречия и в их борьбе найти истину. Суть видоизменена в следующем. Манипулятор задает вопросы и сам же на них отвечает. Но, задавая вопросы, он незаметно искажает позицию оппонента, делая ее более уязвимой для критики.



Игнорирование

Очень часто бывает, что факт, изложенный партнером, не может быть опровергнут, но зато его можно с успехом проигнорировать.



Потенцирование

Собеседник в соответствии со своими интересами смещает акцент, выдвигая на первый план то, что его устраивает.



"Выведение"

Основывается на постепенном субъективном изменении существа дела. Можно указать такие удачные примеры: "Богатство не имеет границ, когда в больших размерах идет за границу"; "Мелкая сошка лучше всех знает, кому достанется мясо. Но кто будет слушать мелкую сошку?"

Шейнов Виктор Павлович
СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ
(Психология манипулирования)
http://shnurok14.narod.ru/Psih/Hidden/8-5.htm


НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ | Просмотров: 20700


Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования

СЕЙЧАС НА САЙТЕ:
Онлайн всего: 50
Гостей: 50
Admin's: 0

МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ от ЛАРИСЫ ИВАНОВНЫ
Работы от Ларисы Ивановны © 2009-2016